в этом году опять-таки посетил фестиваль "времена и эпохи", посвященный периоду IX-X-XI вв. Предпочтение отдавалось Руси и близлежащим территориям.
Самым зрелищным мероприятием первого дня стала "битва тысячи мечей": сражением между "князем города" и "князем посада" (да-да, именно так; сразу видно, что сценарий, как всегда, писали в ночь перед выступлением, ибо разницу между городом и посадом я и мои товарищи назвать не смогли)
"красные" представляли нападающий "посад"
"синие" обороняющийся "город"
мое внимание привлекли рисунки на щитах воинов:
вопрос об использовании свастики на щитах довольно спорный, то что ее наносили на посуду и на предметы обихода доказано, но оберег ли это, или еще какой-то особый символ неизвестно.
и конечно же вопрос о стилизованных птицах на щитах на фото ниже. сильно они мне напомнили изображения на щитах позднеимперских легионеров.
историчность некоторых изображений не выдерживает никакой критики:
не менее зрелищным было козлодрание (кек-беру) состязание степняков. игра очень понравилась и достала нам немало удовольствия.
могу соврать но на моей памяти впервые на фестивале представлена и морская часть, но подробнее о ней расскажут Денис и Николай
из минусов ужасная погода, благо мой верх спасла плащ-палатка, а ноги были безжалостно вымочены. и тут даже не знаю кого винить, себя или организаторов фестиваля, решивших "вымостить" территорию соломой, скрывшей практически все лужи. поэтому продвигаться приходилось на ощупь...
из минусов в глаза бросилась неправильная реконструкция славянского и аланского быта: славянская полуземлянка, выглядевшая как изба, и недостроенный хлев; у аланов в кибитках отсутствовали очаги.
в этом году по лагерям водились бесплатные экскурсии, но экскурсоводы оставляли желать лучшего: люди не имели никакого отношения к реконструкторам, изъявили желание добровольно устроить ликбез для населения, НО при этом товарищ, доставшийся нам, не знал что такое взвар, и когда он спросил у группы какие напитки употребляли славяне, наш ответ поставил его в тупик. более того по его словам в указанный период славяне возделывали пшеницу, но она получила распространение с XIII в. и прочие мелкие нюансы. костюмы экскурсоводов соответствовали эпохи, за исключением каблуков на обуви, появившихся позже.
Торжище требует отдельного повествования: хорошего, реконструкторского товара было мало, но цена была в разы выше, по сравнению с обычными магазинами. для потребителей хватало ширпотреба, но в глаза бросалось его однообразие.
В общем ни я, ни товарищи, которых удалось увлечь этой поездкой не пожалели о потраченном времени.