попался вот такой рассказик в редактируемой книжке, автор - Василий Иванов, ветеран войны.
ЛЕТАЮЩИЙ ТАНК (рассказ - быль)
Мне довелось участвовать в боях на Волховском фронте, где встретился с Героем Советского Союза майором Василием Кузнецовым. От него я и услышал эту удивительную историю. Октябрь 1942 года. Ленинград в блокаде. Идут ожесточённые оборонительные бои. Возле аэродрома расположился танковый взвод, зпт с задачей – не допустить прорыв врага. Командир взвода Кузнецов, обойдя свои позиции, направился к стоящему неподалеку самолёту ДБ-3 (бомбардировщик дальнего действия). Заметив приближающегося танкиста, летчик Виктор Орлов приветливо махнул рукой.
- «Ты что такой угрюмый?» - после того как они поздоровались, спросил Орлов. - «Радоваться нечему», - Василий плотно поджал губы. – «Ты воюешь, а я сижу здесь, как тыловая крыса. Ну почему такая несправедливость? Мой быстроходный танк БТ-7 уже почти год стоит и ржавеет в этой проклятой яме. Мне бы с ним пробежаться по немецким тылам, «погостить» на том ненавистном аэродроме, откуда постоянно нас терзают «стервятники». - «Успеешь, навоюешься», - стараясь хоть как-то утешить своего фронтового друга, произнёс Виктор. - «Когда? Я хочу сейчас. Кстати, есть одна идея. Выслушай и не перебивай». - «Давай», - кивнул головой Орлов. - «Помоги мне подняться в небо, а приземлюсь я сам. На авиационном заводе есть один умелец, он изготовит для танка крылья. Мы провели расчёты, которые позволяют сделать вывод, что с помощью твоего мощного самолёта можно поднять танк-планер в воздух и доставить его в нужный район». - «Ты, наверное, бредишь», - не удержавшись, перебил друга Виктор, - «У тебя хоть и лёгкий танк, но он весит не менее 10 тонн, а скорость максимум 50 км/час. Взлётная же скорость моего самолёта не ниже 100-150 км/час». - «Подожди возражать и слушай: я сброшу с танка гусеницы и на колесном ходу по взлётной полосе помчусь ничуть не медленнее твоего самолёта…». Вскоре командование утвердило дерзкий план смельчаков и помогло в создании единственного в мире летающего танка. Его испытание прошло в строжайшем секрете. Наступило время операции. Суббота. Хмурое утро, над аэродромом висят чёрные облака, моросит. На взлётной полосе необычная картина: впереди самолёт, за ним на привязи какое-то крылатое чудовище – порождение необыкновенной фантазии. Орлов подаёт сигнал: «Заводи!». Командир танка запускает двигатель. По команде лётчика начинают движение. Трос натягивается, как струна. Вначале медленно, потом всё быстрее и быстрей начинают разгоняться самолёт и танк-планер. Скорость – 50, 80, 100 км/час. Самолёт отрывается от земли. Несколько секунд – и летающий танк в воздухе. Сделав разворот над аэродромом, они выходят на боевой курс. Зрелище было настолько необычно, что у всех наблюдавших оно вызвало скорее не восторг, а страх за судьбу безумцев. До немецкого аэродрома, на котором дислоцировалось свыше 50 самолётов разных типов, было 30 километров. Непогода позволила смельчакам преодолеть это расстояние, оставаясь не обнаруженными противником. На подлёте к цели трос, соединяющий самолёт с танком, был сброшен. Орлов, отбомбившись, благополучно вернулся на свой аэродром. А Кузнецов, спланировав на взлётную полосу, отцепил у танка крылья и на большой скорости стал крушить хвосты немецких самолётов, расстреливая их из пушки и пулемёта. Фашистов охватила паника – насколько внезапны были действия крылатого танкиста. Выполнив свою задачу, Кузнецов направился в условленное место, где его встретили партизаны.
_________________ У нас была гайка на 11, болт на 12 и железная сила воли.
|